АТАГ - Новости

АТАГ: Туристические агрегаторы поддерживают клиентов и способствуют развитию путешествий в регионах

За три года после ухода иностранных монополистов российский рынок онлайн-бронирований кардинально изменился. В этом бизнесе появилось много российских игроков, в том числе экосистемных, которые ранее не видели смысла в развитии тревел-направления из-за отсутствия на рынке возможности для конкуренции. Сегодня российские агрегаторы полностью заместили на внутреннем рынке иностранные аналоги и в технологиях, и в сервисе. Как сейчас развивается цифровой туризм и какие у него перспективы — обсудили лидеры индустрии и отраслевые эксперты в рамках сессии «Битва идей и технологий туристических агрегаторов за клиента будущего» на Форуме туристических территорий FTT-2025. Дискуссия прошла при экспертной поддержке Ассоциации туристических агрегаторов (АТАГ).
Турагрегаторы являются основным инструментом планирования поездок по стране: порядка 80% внутренних поездок совершается самостоятельно, и больше половины из них бронируется через онлайн-сервисы.

Как отметил директор АТАГ Александр Брагин, соперничество за клиента стимулирует развитие бизнеса всех игроков — внедряются новые технологические решения, улучшается клиентская поддержка, расширяется база предложений, запускаются новые бонусные программы. «Кроме того, из этой конкуренции рождаются важные дополнительные ценности — проекты по развитию территорий, поддержке малого бизнеса, социальные инициативы. В этом много пользы и для потребителя, и для бизнес-партнеров агрегаторов, и для регионов», — считает глава ассоциации.

Сегодня российские туристические агрегаторы не просто борются за потребителя, но заботятся о его благополучии — это улучшает пользовательский опыт. «Хотя юридически мы играем роль посредника между клиентом и средством размещения, по факту мы считаем себя ответственными за тот сервис, который клиент оформил через нас. Мы клиента никогда не бросаем, при возникновении трудностей подхватываем туриста, помогаем перебронироваться, сменить номер, заменить билет и так далее. Благодаря этому люди возвращаются к нам», — подчеркнул руководитель сервиса Т-Путешествия Илья Артеменко.

Еще одно важное направление — работа с партнерами, в том числе с территориями и локальными бизнесами. «Мы давно активно работаем с регионами, и не только в информационной части, но и делимся с местным бизнесом опытом, экспертными знаниями, помогаем начать работу с ОТА и грамотно выстроить долгосрочную стратегию. Сейчас сделали упор на то, как принимать иностранцев — нашей платформой пользуются туристы из Азии, стран Персидского залива. Отельерам важно доносить, что у этого туриста свой специфичный запрос, и региональному бизнесу надо адаптироваться, убирать языковой барьер, учитывать особенности культуры и традиций иностранных гостей», — отметила управляющий директор группы компаний Островок, член правления АТАГ Дарья Кочеткова. По ее словам, настраивать такие вещи очень важно — это по итогу влияет на имидж всей страны, помогает увеличивать поток зарубежных туристов — это очень перспективное направление.

Участники встречи также отметили вклад агрегаторов в развитие регионального туристического предложения, которое невозможно без глубокого анализа данных, помогающих планировать инвестиции. «У нас хорошая статистика о поездках, потребительских трендах, и мы делимся этой информацией с регионами. Много работаем с инклюзией на туристических объектах, рассказываем о локальном бизнесе — частные музеи, сувенирные лавки, кафе», — поделилась руководитель направления корпоративных отношений Авиасейлс Татьяна Евлампиева.

Сервис путешествий Туту уже четыре года реализует трек развития внутреннего туризма на федеральном уровне через проект профессиональных пресс-туров «Медиаразведка». «Регионы получают большие форматы материалов в СМИ о своих достопримечательностях и туристических объектах, циклы постов в каналах тревел-блогеров и даже обложки бортовых изданий. После каждой поездки формируется аналитический отчет с оценкой туристического потенциала, рекомендациями по развитию инфраструктуры и сервисов, а также рейтингами локаций. Мы видим, как позитивно меняется ситуация там, где к нашим рекомендациям прислушиваются», — рассказал директор по работе с органами власти сервиса путешествий Туту Никита Коростелёв.

При этом агрегаторы предоставляют гостиницам и другим объектам размещения масштабную систему дистрибуции и продвижения. «Комиссия консолидатора покрывает распространение объекта через множество каналов — от OTA до банковских экосистем и нишевых тревел-проектов. А также покрывает операционные расходы: автоматизированная отчетность, круглосуточная поддержка, аналитика продаж», — сказала исполнительный директор Bronevik.com Марина Гончаренко. Важно понимать, что это не просто «наценка за посредничество», а плата за конкретные услуги, подчеркнула она.

Что касается возможных точек роста, то отели и агрегаторы могли бы реализовать проекты, в рамках которых турист при выборе объекта размещения получает сразу возможные сценарии досуга, считают эксперты. «Например, чтобы при бронировании отеля клиент бы видел, какие вокруг него есть готовые маршруты, включающие топовые локации, условно, интересные для посещения населенные пункты, паромные переправы, усадьбы, музеи. Чтобы не где-то отдельно эту информацию искать, а видеть ее в моменте. Или чтобы можно было самостоятельно себе собрать путешествие как конструктор, из разных услуг», — поделился мнением генеральный директор Медиахолдинга Профи Трэвeл, со-руководитель Комитета по въездному туризму РСТ Алексей Венгин.

Необходимость в более глубоком продюсировании впечатлений отметил и генеральный директор туроператора FUN&SUN Владимир Рубцов. По его словам, агрегаторы «много знают про туриста и его потребности», но важно продавать не только ночевку, но и набор эмоций. Потребность в этом будет только возрастать, считает эксперт.
Фото: © Макаров Алексей / Фотобанк Лори