АТАГ - Новости на главной странице

Представители государства и бизнеса сверили позиции по цифровизации туризма в России

Задачи по цифровизации туристических услуг, совершенствование законодательства в этой сфере и принципы эффективного сотрудничества государства и бизнеса обсудили на форуме «Отдых» участники панельной дискуссии, организованной Ассоциацией туристических агрегаторов (АТАГ). В разговоре приняли участие заместитель председателя комитета Государственной Думы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Наталья Костенко, руководитель Департамента реализации проектов в сфере туристской деятельности Минэкономразвития России Георгий Груша, заместитель директора Департамента развития инфраструктуры электронного правительства Минцифры России Иван Пархоменко, заместитель руководителя Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитация) Александр Соловьев, член правления Ассоциации туристических агрегаторов (АТАГ), член совета директоров сервиса путешествий Туту Игорь Сивец и директор, член правления Ассоциации туристических агрегаторов Юлия Скоромолова.

Цифровые технологии активно входят во все сферы нашей жизни, включая туризм. По данным ВЦИОМ, цифровыми услугами различного характера пользуется 81% россиян, из них 35% – ежедневно. Если говорить про отрасль туризма, 70% туристов при планировании поездок используют сервисы агрегаторов, следует из данных исследования АСИ.

«Цифры АТАГ подтверждают эти тренды. Так, совокупное количество уникальных пользователей (MAU) сайтов крупнейших турагрегаторов в летнем сезоне в среднем составляло порядка 120 млн человек в месяц. Это активные посетители, которые совершают на сайте какие-то действия: бронируют, оплачивают, оставляют отзывы.

Развивать цифровой инструментарий необходимо как для процессов взаимодействия бизнеса с потребителем, где важна прозрачность выбора и процесса бронирования услуг, так и для взаимодействия агрегаторов с поставщиками услуг, так как процессы цифровизации способствую продвижению локальных малых и средних предприятий и повышению качества их сервиса», - отметила модератор дискуссии Юлия Скоромолова.

Нужно развивать сервисы, которые улучшают возможность выбора среди максимального количества имеющихся на рынке туристических предложений, учитывая необходимость обеспечения их качества и безопасности, и адаптировать законодательную базу под современные реалии, считает Наталья Костенко.

«Например, сейчас в Госдуме ведется работа по нескольким законопроектам, в которых важная часть отводится вопросам цифровизации в части формирования реестров и продвижения объектов из этих реестров через цифровые платформы. Что важно учесть в проектируемых документах – как сбалансировать роли всех участников процесса: и государства, и бизнеса, и потребителя. Государство, например, должно отвечать за корректность и достоверность информации в формируемых реестрах, а агрегаторы – обеспечивать техническую возможность доводить до потребителя эту информацию», - сказала депутат.

В рамках исполнения поручения Президента России, Минэкономразвития России совместно с туротраслью реализует мероприятия по цифровизации туризма. Основной фокус внимания направлен на совершенствование клиентских путей туриста и туриндустрии с привлечением в них современных цифровых решений, сообщил Георгий Груша.

«Туристам важна надежность и достоверность услуг, которые можно верифицировать с использованием эталонных реестров. Цифровизация процесса бронирования путешествия и регистрации в гостинице должны сделать процесс отдыха более удобным, а система обратной связи позволит, с учетом отзывов туристов, постоянно повышать качество предоставляемых бизнесом туристических услуг. Туриндустрия получит инструменты аналитики туротрасли, доступ к цифровым сервисам господдержки. Для государства и регионов цифровизация – это прежде всего инструмент для получения оперативной информации о состоянии отрасли в целях принятия управленческих решений, а также возможность продвигать имеющий туристический потенциал России и регионов как для внутренних, так для иностранных туристов», - рассказал он.

Александр Соловьев, в свою очередь, рассказал о цифровом аспекте создания туристических реестров. Он напомнил, что в прошлом году Росаккредитации передали ведение реестров по классифицированным объектам – гостиницам, пляжам и горнолыжным трассам, и ведомство разрабатывает реестр c мастер-данными средств размещения.

«Обеспечение прозрачности, достоверности и надежности информации, которая будет включена в Реестр, является ключевым фактором для дальнейшего использования платформы и бизнесом, и гражданами и госорганами», – отметил замглавы Росаккредитации.

Прозрачность подразумевает, что в системе можно будет увидеть весь процесс от включения средства размещения в реестр до получения категории, пояснил он. Кроме того, объекты размещения смогут проверить в специальном реестре информацию и об экспертах, которые выезжают к ним для проведения квалификации, добавил Александр Соловьев. По его словам, все данные, которые вносятся в систему, будут тщательно сверяться с другими государственными информационными системами – ФНС, Росреестра, таким образом обеспечивается достоверность информации. Что касается открытости, то все данные, которые накапливаются в реестре, служба передает другим органам власти, бизнесу и потребителям, сообщил замглавы Росаккредитации. Вместе с агрегаторами Росаккредитация определяет состав данных и архитектуру для их передачи и использования, рассказал он. Также ведется разработка пользовательской части, чтобы туристы могли пожаловаться на некачественное или несоответствующее заявленной категории предоставление сервиса. Далее эта жалоба будет направлена в личные кабинеты гостиниц, органов власти – регуляторов туризма в регионах, сказал Александр Соловьев.

В завершение дискуссии Игорь Сивец озвучил 5 практических кейсов из опыта Туту по повышению прозрачности процессов взаимодействия агрегаторов с поставщиками.

«Первое – саморегуляция через оценки и отзывы. То, с какой скоростью отели реагируют на негативный кейс, влияет на продажи, и клиенты это видят. Второе – мы удаляем объекты размещения из выдачи, которые не соответствуют ожиданиям пользователя и предоставляют недостоверную информацию. Третье – на прямые контракты мы подключаем только классифицированные отели. Четвертое – мы наращиваем диалог с государством. Даже в АТАГ мы объединились с нашими главными конкурентами для того, чтобы донести единую позицию до государства. Пятое – мы вкладываем инвестиции в развитие отельеров, обучаем их как вести бизнес», - сообщил он.